?

Log in

No account? Create an account

Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре. Виртуальная экскурсия. Продолжение - a_gorb — LiveJournal

Jun. 7th, 2014

09:22 pm - Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре. Виртуальная экскурсия. Продолжение

Previous Entry Share Flag Next Entry


B-440 3

Продолжаю рассказ об океанской дизель-электрической подводной лодки Б-440 ВМФ СССР и России проекта 641, установленной в качестве корабля музея в Вытегре (часть 1, часть 2).



Мы остановились на том, что из носового аккумуляторного отсека перешли в третий отсек, центральный пост управления (ЦП). Здесь сосредоточено управление всеми основными системами и устройствами корабля, здесь основное «рабочее место» командира лодки.
11

Справа на фото по левому борту хорошо видны маховики управления системами сжатого воздуха. Как нетрудно заметить их очень много. На подводной лодке (ПЛ) сжатый воздух играет важнейшую роль. Основное назначение сжатого воздуха – продувка (т.е. вытеснение воды) цистерн главного балласта (ЦГБ) на максимальной глубине погружения для обеспечения экстренного всплытия. В штатном режиме ПЛ всплывает почти на поверхность, пользуясь рулями глубины. Для продувки ЦГБ в этом случае не надо уж очень много воздуха. Но для такого всплытия нужен ход и исправные рули. Но в аварийной ситуации этого может не быть, или даже хуже – рули может заклинить в положении «на погружение». Тогда надо вытеснить воду из ЦГБ, преодолев ее огромное давление, а для этого надо много, очень много сжатого воздуха. Для компактности  хранения его сжимают до давлений, значительно превосходящих давление воды на максимальной глубине погружения. Очень прочные и тяжелые баллоны для хранения сжатого воздуха расположены между прочным и легким корпусами ПЛ. Воздух под давлением обладает большим силовым действием и раз уж ПЛ имеет его большие запасы, то используется в силовых приводах различных механизмов. Воздух под давлением может быть подан в отсек, если в нем возникла пробоина, и своим давлением препятствовать проникновению воды.

12

В ЦП также находятся перископы, через которые осуществляется наблюдение за надводной обстановкой, когда ПЛ находится под водой. За перископом виден фрагмент штурманской рубки. Работа штурмана на ПЛ крайне сложна. На надводном корабле можно определить свое место по береговым ориентирам, по небесным светилам, радиомаякам, сейчас по системам типа GPS. Под водой приходится полагаться в основном на счисление, т.е. на определение координат корабля исходя из скорости и курса.

13

ЦП плотно «забит» самым разным оборудованием, необходимым для управления ПЛ в бою и походе. На заднем плане видно бочкообразное устройство, которое является гирокомпасом. Работа гирокомпаса основана на свойстве волчка (гироскопа) стремится сохранить свое положение. Магнитный компас очень хорош на деревянных судах, а вот на железных сразу возникают проблемы. Магнитное поле корабля может оказаться больше, чем поле Земли. Тем более на ПЛ, внутри стального корпуса, при огромном количестве электрических кабелей, магнитный компас может показывать все, что угодно. Как выше уже было отмечено, положение ПЛ часто определяется по счислению, поэтому компас является одним из наиважнейших приборов.

14

В уголке ЦП распложен еще один из интереснейших приборов, это автомат торпедной стрельбы. Стрельба по движущейся цели никогда не бывает простой, даже стрельба из пушки, когда скорость снаряда в несколько десятков раз превышает скорость цели. Тем более сложна стрельба торпедой. Скорость торпеды всего лишь в лучшем случае в 10 раз больше скорости цели, а бывает, что скорость цели лишь немного меньше скорости торпеды. Конечно, с короткой дистанции попасть легче, но дальность хода торпеды достигает нескольких километров, так что надо уметь попадать и с таких дистанций. При торпедной стрельбе надо учитывать собственную скорость, скорость и направление цели, дистанцию до цели. Параметры цели тоже надо суметь определить, что бы не выдать себя, периодически поднимая перископ лишь на очень непродолжительное время или используя данные шумопеленгования. Все эти данные (о собственном движении ПЛ, о движении цели, о пеленгах, дистанциях и т.д.) надо быстро пересчитать и превратить в параметры для торпедной стрельбы. Это требует запоминания множества данных и громоздких расчетов со всякими там синусами и косинусами, лодку надо еще и вывести в точку стрельбы, да и цель совсем не обязана сохранять курс и скорость. Человеку часто просто не хватает времени, что бы решить эту задачу. Раньше использовали громоздкие заранее составленные таблицы, но и по ним надо было искать результат вручную, да и давали они лишь приблизительные результаты. Выход был найден в автоматизации таких расчетов. В 50-ые годы такие автоматы не могли быть полностью электронно-цифровыми, а представляли собой электромеханическое, частично аналоговое, частично цифровое расчетное устройство и были своеобразным чудом вычислительной техники того времени.

15

В ЦП находится такое абсолютно необходимое помещение, как гальюн (туалет). На ПЛ настолько тесно и много всякого оборудования, что часть его размещено в туалете. Интересно и происхождение слова гальюн. Например, красивое украшение в носу парусного судна называется гальюнной фигурой. Гальюн это носовой балкон перед корпусом парусника, само слово происходит от голландского термина, который как раз обозначает нос корабля. Но на парусном судне ветер обычно дует со стороны кормы, поэтому отхожие места вполне логично располагались в носу, т.е. в гальюне. Потом сталь гальюном называть любой туалет на корабле.

16

Из ЦП идет выход через люк в прочную рубку,

16a

а затем через еще один люк на ходовой мостик. Прочная рубка представляет собой небольшой отсек над прочным корпусом ПЛ. Она способна выдерживать такое же внешнее давление, как и прочный корпус (поэтому-то и называется прочной). Прочная рубка нужна вот зачем. Для входа в лодку нужны люки. Но если люки расположить на палубе ПЛ, которая распложена невысоко от воды, то даже при небольшом волнении в него будет заливаться вода, а в сильный шторм будет заливаться много воды. Поэтому с помощью прочной рубки входной люк поднимается повыше. Наличие двух люков (верхнего и нижнего) превращает прочную рубку в шлюзовую камеру, с помощью которой экипаж может относительно безопасно выйти из затонувшей ПЛ. И наконец, прочная рубка служит дополнительной опорой для выдвижных устройств, прежде всего перископов, повышая их жесткость и уменьшая вибрации.

17

И так, через прочную рубку можно попасть на ходовой мостик, с которого осуществляется управление кораблем в надводном положении. Поскольку в подводном положении мостик заполняется водой, то на нем находится лишь минимум приборов: повторитель показаний компаса, штурвал, устройства связи.


18

Ходовой мостик расположен спереди и является частью легкого ограждения прочной рубки. Это ограждение и видно при взгляде на ПЛ снаружи. Ограждение рубки как и легки корпус обеспечивает хорошую обтекаемость ПЛ. Кроме того, внутри него расположены различные выдвижные устройства, с помощью которых ПЛ, находясь под водой, может иметь связь с поверхностью. Слева, отдельно от ограждения находится подъемная стойка с антенной дальней связи (видимо, установлена в ходе модернизации). Козырек в корме служит для выброса выхлопных газов от дизелей. Далее идет рамочная антенна пеленгатора. Бочкообразная конструкция – забор воздуха устройства работы дизеля под водой (РДП) Воздухозаборник выдвигается над поверхностью воды, и через него можно обеспечивается приток воздуха к дизелям и вентиляция лодки. При использовании РДП лодка во время боевого патрулирования может совсем не появляться на поверхности и действовать максимально скрытно.

19

Далее идут зенитный и командирский перископы. Первый из них позволяет осматривать не только море, но и небо и служит, в том числе, для навигационных целей. Командирский перископ в основном используется при выходе в торпедную атаку. Командирский перископ сделан более тонким, особенно его часть, которая пересекает поверхность воды. Это делает его и возникающий бурун менее заметными.

20


В ЦП находится еще и ”радиолокационная рубка”. Антенна радиолокатора также выдвигается из ограждения рубки над поверхностью воды.


Далее из ЦП переходим в четвертый кормовой аккумуляторный отсек.

21

Он очень похож на второй носовой аккумуляторный, в верхней части расположены жилые и бытовые помещения, различные рубки, а в большая нижняя часть отведена под аккумуляторные батареи.

22

В носу отсека рядом с ЦП находится радиорубка. Также в отсеки находятся каюты офицеров, камбуз, кают-компания.

25 23 24

Поражает теснота жилых помещений, примерно как в вагоне поезда. Только в отличие от пассажиров поезда, подводники живут в этих условиях больше месяца, причем при искусственных освещении и воздухе.

Окончание  следует …