?

Log in

No account? Create an account

Гены и слова - a_gorb — LiveJournal

Feb. 22nd, 2014

04:24 pm - Гены и слова

Previous Entry Share Flag Next Entry

Говоря упрощенно, процесс эволюции заключается в том, что от поколения к поколению особи становятся все более и более адаптированными к окружающей среде. На предыдущем поколении отбираются особи, которые более приспособлены. У них больший шанс породить потомство. Поэтому в следующем поколении преобладают потомки более приспособленных особей, которые наследовали своим родителям. И это поколение становится само в целом более приспособленным. При этом от родителей к детям передается только генетическая информация. Таким образом, имеем следующую схему. На входе имеется набор геномов. Получается набор родителей. При взаимодействии со средой родители отбираются, наиболее успешные передают свои гены в следующее поколение.

Но среда может меняться довольно быстро, поэтому возникли механизмы внутри организма, которые позволяют ему адаптироваться под среду. Например, у нас при пребывании на солнце образуется загар, а при недостатке солнца загар исчезает, т.е. организм меняет свою окраску, подстраиваясь под меняющуюся среду. Но у высших организмов есть эффективный механизм подстройки под быстро меняющуюся среду, который связан не с изменениями организма (пределы которого у них весьма ограничены), а с изменением поведения. Это условные рефлексы. Они дают огромные адаптационные преимущества для сложных организмов. Т.е. животные могут чему-то научится и использовать предшествующий опыт.

Основная проблема тут в том, что приобретенные признаки не передаются к следующему поколению. Если, например, родители со светлой кожей окажутся в солнечной среде и у них возникнет постоянный стойкий загар, то их дети родятся со светлой кожей и им придется загорать заново. Не передаются и приобретаемые условные рефлексы. Т.е. отбор работает как сито, выбирая из того, что уже было на входе.

Однако, в процессе эволюции человека возникает новый фактор, использование орудий. Человек вместо изменения биологической конструкции организма начинает использовать различные орудия, которые компенсируют неизменчивость организма. Пищу можно разделить и размягчить не зубами, а камнем, от солнца можно защититься не с помощью загара, а одежды и навесов. Нечто подобное встречается и у животных, они строят гнезда, роют норы и т.п. Однако, кодирование такого поведения в геноме весьма ограничено. В сущности, птицы могут строить пусть весьма сложные гнезда, но гнезда только одного типа. Таким образом, требуется нечто отличное от генетического способа передачи данных от поколения к поколению.

И вот у человека возникает новый механизм передачи информации, который уже позволяет передавать не только инстинктивные схемы поведения, а накопленный предыдущим поколением опыт. Этим механизмом становиться речь. С возникновением речи становиться возможным полноценная передача следующему поколению опыта, приобретенного предыдущим. Что ранее не встречалось в эволюции. В результате на смену биологической изменчивости и биологической эволюции приходит эволюция орудий и поведения человека. На смену генам приходят слова.

Comments:

[User Picture]
From:sorkat
Date:February 22nd, 2014 02:24 pm (UTC)
(Link)
Э-э. Читайте классику: Докинза, Маркова (хотя он не классик, а популяризатор других). Речь - лишь составная часть более широкого явления - культуры. Шимппанзе предают культуру колки орехов без всякой речи - путем подражания. Вместо "гены и слова" нужно говорить "гены и мемы".
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:February 22nd, 2014 02:58 pm (UTC)
(Link)
”Читайте классику: Докинза, Маркова”
Читал. Правда, не все их книги. Да я и не утверждаю, что тут у меня что-то новое, так, запись на память.
”Речь - лишь составная часть более широкого явления - культуры.”
Конечно. Я говорю об орудиях, поведении и речи.
”Шимппанзе предают культуру колки орехов без всякой речи - путем подражания.”
Передают, и думаю не только шимпанзе. Скорее всего кошки тоже передают что-то из своего опыта. Что еще раз подтверждает наше родство с другими животными. Однако для человека передача словами играет крайне важную роль. И тут был определенный эволюционный скачек.
”Вместо "гены и слова" нужно говорить "гены и мемы"”
Не нравиться мне этот «мем». Создается ощущение слишком искусственного построения. Слово тут как специфически человеческий способ передачи информации подходит, на мой взгляд, лучше.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sorkat
Date:February 22nd, 2014 03:18 pm (UTC)
(Link)
Как раз "мем" - уже хорошо отточенный научный термин, служащий именно для обозначения "информации" не генетического происхожения, а слово - это очень двусмысленный инструмент, который используется везде, в том числе и для передачи дезинформации. Потом, слова и поведение - разные вещи. Главное - изменение поведения (= адаптация к условиям среды), а оно не только с помощью слов может изменяться, но и с помощью наблюдения и подражания.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:February 22nd, 2014 03:59 pm (UTC)
(Link)
”Как раз "мем" - уже хорошо отточенный научный термин, служащий именно для обозначения "информации" не генетического происхожения”
Ох, не случайно вы тут слово информация в кавычки взяли, да, не случайно:)
”а слово - это очень двусмысленный инструмент, который используется везде, в том числе и для передачи дезинформации.”
У вас тут забавное противопоставление: научный термин – инструмент.
”Потом, слова и поведение - разные вещи.”
Конечно, я разве утверждаю обратное?
”Главное - изменение поведения (= адаптация к условиям среды), а оно не только с помощью слов может изменяться, но и с помощью наблюдения и подражания.”
Совершенно согласен. Я отнюдь не фетишизирую слово. Но слово тут как раз есть передача информации в чистом виде, как и ген.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:togo
Date:February 22nd, 2014 04:05 pm (UTC)
(Link)
И вот у человека возникает новый механизм передачи информации, который уже позволяет передавать не только инстинктивные схемы поведения, а накопленный предыдущим поколением опыт. Этим механизмом становиться речь.

Мне представляется, что этот тезис не задаёт специфику речи (слова). Тут разве что речь уравнивается с другими многочисленными механизмами передачи опыта. Идея о том, что речь (слово) нужна для передачи опыта вообще крайне сомнительна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:February 24th, 2014 04:19 am (UTC)
(Link)
”не задаёт специфику речи (слова)”
Да, вы правы.
”Тут разве что речь уравнивается с другими многочисленными механизмами передачи опыта.”
Нет, не уравнивается. Я думаю, что а) другие механизмы так же требуют использование речи и без нее они сильно ограничены и б) слова имеют то родство с генами и отличие от других механизмов, что передают информацию, инструкцию.
”Идея о том, что речь (слово) нужна для передачи опыта вообще крайне сомнительна.”
Возможно. Я не претендую на проведение детального исследования этого вопроса. Но вот выкинем речь, как еще столь эффективно передавать опыт?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:togo
Date:February 24th, 2014 06:19 pm (UTC)
(Link)
слова имеют то родство с генами и отличие от других механизмов, что передают информацию, инструкцию
вспомним пресловутых пчёл с их танцами, разве здесь передаётся не информация? не инструкция? или Вы назовёте эти танцы словами?

И ещё "информация" разве не ракурс? не способ смотреть на некоторые процессы? не трактовка, по природе своей субъективная?
(Reply) (Parent) (Thread)