?

Log in

No account? Create an account

Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре. Виртуальная экскурсия - a_gorb — LiveJournal

Sep. 13th, 2013

10:15 pm - Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре. Виртуальная экскурсия

Previous Entry Share Flag Next Entry

B-440 2


Продолжаю рассказ об океанской дизель-электрической подводной лодки Б-440 ВМФ СССР и России проекта 641, установленной в качестве корабля музея в Вытегре (начало здесь).

Обратите внимание, что подводная лодка (ПЛ) музей находится в воде совершенно не так, как должна, ватерлиния (т.е. линия, по которую погружается корабль в воду в нормальных условиях) нарисована на корпусе лодки белой полосой и находится заметно выше уровня воды. К бортам приделаны понтоны, которые видимо и создают дополнительную плавучесть. Но это очень хорошо для корабля-музея, т.к. позволяет рассмотреть почти весь корпус ПЛ, а не только его надводную часть. Кстати, обратите внимание, что над водой у ПЛ находится лишь малая часть корпуса. Поэтому ПЛ на самом деле всегда больше, чем это обычно кажется по фотографиям. Входы в ПЛ с боку в носу и в корме сделаны для удобства посетителей, их разумеется на настоящей лодке не было, да и места этих входов находились под водой.

Позволю себе кратко напомнить общие сведения об устройстве ПЛ. Основу конструкции ПЛ составляет прочный корпус. В нутрии него всегда находится воздух, в нем размещается экипаж и большинство механизмов. Прочный корпус должен выдерживать давление воды на максимальной глубине погружения. А это очень, очень много, ПЛ проекта 641 рассчитана на глубину 280 метров, на который давление на прочный корпус достигает 28 атмосфер, т.е. примерно 28 кг на каждый квадратный сантиметр. Прочный корпус как правило представляет собой конструкцию, собранную из простых геометрических фигур: цилиндров и конусов, такая форма позволяет лучше сопротивляться давлению и упрощает его конструкцию. Корпус подкреплен поперечными ребрами жесткости шпангоутами. На 641 проекте шпангоуты находятся снаружи прочного корпуса, что позволило не загромождать ими внутреннее пространство и более удобно расположить оборудование. С торцов корпус закрыт прочными концевыми переборками обычно сферической формы. Для корпуса лодок проекта 641 была использована новая марка стали с повышенной прочностью. В случае нарушения герметичности прочного корпуса ПЛ грозит гибель, для минимизации такого риска корпус разделен герметичными поперечными переборками на ряд отсеков. Кроме того, межотсечные переборки повышают общую прочность корпуса.

Прочный корпус окружен легким корпусом. Часть пространства между легким и прочным корпусом разделено на отдельные секции, которые носят название цистерн главного балласта (ЦГБ). В ЦГБ в надводном положении находится воздух. Для погружения они заполняются водой. Таким образом, легкий корпус не должен выдерживать большое забортное давление воды. Он делается из менее прочной и более тонкой стали. Обводы (форма) легкого корпуса обеспечивают оптимальное обтекание ПЛ (см. предыдущую часть). Смотря на ПЛ с наружи мы собственно видим ее легкий корпус, а изнутри – прочный. Между легким и прочным корпусами располагаются устройства, которые способны выдержать давление воды в подводном положении, и которые, следовательно, нет необходимости размещать внутри прочного корпуса: топливные цистерны, якорное устройство, баллоны со сжатым воздухом, трубы торпедных аппаратов и т.д.

Для погружения ПЛ надо принять воду (заполнить) в ЦГБ. Поэтому снизу легкого корпуса расположены отверстия для поступления воды, а сверху и в палубе – отверстия для выхода вытесняемого водой воздуха. Верхние отверстия хорошо видны на фотографиях. Нижние отверстия закрываются специальными клапанами кингстонами, верхние отверстия –клапанами вентиляции ЦГБ. И кингстоны и клапана вентиляции ЦГБ находятся не на внешней обшивке, а на некотором отдалении от нее и с наружи не видны. Для погружения ПЛ открывают кингстоны и клапана вентиляции, вода заполняет ЦГБ, и лодка погружается. После погружения клапана вентиляции закрывают. Для всплытия в ЦГБ подают сжатый воздух и вода вытесняется из ЦГБ через открытые кингстоны.

Начнем с носа лодки и будем двигаться в корму.

2   1


На носу поднят флаг гюйс, который означает, что корабль принадлежит к первому или второму рангу, (в данном случае ко второму), т.е. относится к наиболее мощным кораблям флота. Гюйс поднимается только  во время стоянки корабля на якоре.

На самом носу хорошо видны серо-серебристые обтекатели антенн гидроакустических станций (ГАС). Они сделаны из материала, прозрачного для звука. ГАС являются «глазами» лодки под водой. Еще одна антенна ГАС расположена в носу лодки у самого киля и находится под водой.

Ниже обтекателей просматриваются 6 (по 3 с каждого борта) прямоугольных волнорезных щитов носовых торпедных аппаратов. Они прикрывают места выхода торпед из корпуса и обеспечивают его обтекаемость. При торпедной стрельбе волнорезы заваливаются внутрь.

Далее в корму находится  ниша якоря и сам якорь. Якорь убран в нишу для обеспечения гладкости корпуса и лучшей обтекаемости в подводном положении.

За якорем чуть выше видна ниша носовых горизонтальных рулей (обведена белым сильно вытянутым овалом). Носовые рули у данной лодки находятся в убранном положении. Обычно современная лодка управляется двумя парами горизонтальных рулей: носовой и кормовой. Во многих режимах достаточно только кормовых рулей, поэтому носовые рули нередко делают убирающимися.

Пойдем теперь внутрь лодки. Первый отсек – носовой торпедный отсек.
3


В носу отсека видны задние части носовых торпедных аппаратов. Торпеды являются основным оружием ПЛ. Торпедный аппарат представляет собой прочную трубу с крышками с обоих концов (на нижнем левом аппарате внутренняя крышка открыта). Прочность аппаратов и крышек должна позволять выдерживать давление воды на максимальной глубине. Перед стрельбой в аппарат подается вода из специальной цистерны, вытесняя из него воздух в лодку. Затем открывается носовая крышка и торпеда выстреливается, торпедный аппарат заполняется водой. Поскольку масса торпеды равна массе вытесняемой ей воды, то при таком способе стрельбы масса ПЛ не меняется. Для выстрела следующей торпеды вода из аппарата сливается в специальную цистерну (ее нельзя просто откачать за борт, т.к. в этом случае масса лодки в носу уменьшиться и она начнет всплывать!). После этого открывается внутренняя крышка и в торпедный аппарат загружается запасная торпеда со стеллажей. Торпеды для первых выстрелов сразу загружаются в аппараты в базе и в них и хранятся. Торпедные аппараты также снабжены различным оборудованием для установки параметров движения торпеды, контроля ее состояния и т.п.

Позволю себе небольшое отступление в область физики плавания под водой. Для любого корабля важно такое свойство как остойчивость, т.е. способность устойчиво находиться в равновесии в прямом положении. Если свободно подвесить какой-либо предмет, то его устойчивое равновесие будет тогда, когда центр тяжести (ЦТ) будет лежать ниже по вертикали от точки подвеса. Такая остойчивость носит название остойчивости веса. Точкой «подвеса» корабля является точка приложения силы Архимеда, т.е. просто центр масс вытесненной кораблем воды, называемый еще центром величины (ЦВ). Однако, надводный корабль сам по себе не перевернется, даже если цент его тяжести будет выше точки приложения силы Архимеда (остойчивость веса отрицательна). В чем каждый может убедиться, встав даже в небольшой и легкой лодочке, лишь бы она не была слишком узкой. Это связано с тем, что при возникновении крена одна часть корпуса погружается сильнее, тогда как другая, наоборот, выходит из воды. Это приводит к тому, что ЦВ сильно смещается в сторону крена и возникает большой восстанавливающей момент. Этот эффект тем сильнее, чем больше поперечный размер корабля. Такая остойчивость называется остойчивостью формы. Продольная остойчивость формы обычно больше поперечной, т.к. корабль, как правило, имеет большую длину, чем ширину.

Однако, когда ПЛ находится подводой, то смещения ЦВ при отклонении лодки от прямого положения не происходит, остойчивости формы просто нет. Поэтому для остойчивости подводной лодки необходимо, что бы ЦВ был выше ЦТ, т.е. остается только остойчивость веса и, как правило, остойчивость веса гораздо слабее остойчивости формы. Но и это не главная сложность. Остойчивость веса безразлична к направлению, поэтому под водой лодка особенно чувствительна к продольным усилиям. Для возникновения большого продольного момента достаточно небольшого изменения весов в носу или в корме. Лодка под водой в продольном направлении менее остойчива, чем над водой в поперечном! Поэтому дисбаланс весов, который может возникнуть при торпедном выстреле, приводит к сильному дифференту ПЛ. Это в свою очередь может привести к тому, что «задрав» нос, лодка «выпрыгнет» из воды и тем самым обнаружит себя на виду у противника. Поэтому-то и принимают специальные меры, что бы ни в коем случае не нарушить баланс лодки при торпедной стрельбе.

4


За торпедными аппаратами по бортам отсека находятся стеллажи для хранения запасных торпед. В музее на стеллажах находится для примера только одна торпеда.


5



В кормовой части отсека находится торпедопогрузочный люк (круглый, серый, сверху), через который происходит погрузка торпед в носовой отсек. Ближе к зрителю наверху хорошо видны приводы клапанов вентиляции ЦГБ (желтые, на одном весит табличка с подписью). В нижней части снимка видна межотсечная переборка с люком. Проем слева от него (на снимке) прорезан для удобства посетителей, такие же проемы сделаны во всех переборках с люками. Также для  удобства сделаны ограждения, которые хорошо видны (и мешаются) на фотографиях.


И еще немного о переборочных люках.

7       6


Люки в переборках должны выдерживать такое же давление, как и сами переборки, должны легко и быстро задраиваться (герметизироваться) и отдраиваться. Люк устроен очень просто и остроумно, он имеет круглую форму и подвешен сбоку на петлях. Для задраивания люка используется так называемый кремальерный запор. Его конструкция хорошо видна на фотографиях. На переборке закреплено прочное кольцо, которое поворачивается с помощью длинного рычага, на котором закреплена шестерня, а на кольце имеется зубчатая рейка. С внутренней части кольца сделаны выступы, на люке также имеется набор выступов. При задраивании люка выступы кольца «наезжают» на выступы люка и плотно притягивают его к уплотнению.

На люке указан объем отсека за ним и максимальное давление, на которые рассчитаны переборка и люк. Обратите внимание, что данная переборка может выдержать давление, которое достигается на глубине 100 метров, хотя сама лодка может погружаться на гораздо большую глубину. Это сделано по следующим причинам. Очень прочные переборки и люки слишком много бы весили, люки стали бы совсем неудобными в обращении. 100 метров – это еще та глубина, с которой человек может выйти на поверхность воды самостоятельно, подводников этому должны учить. Так что, если лодка получает пробоину на большей глубине, то ей необходимо всплывать как можно быстрее, пока держат переборки. Если же ПЛ затонет на глубине менее 100 м, то переборки выдержат и экипаж может дожидаться помощи или выйти самостоятельно. Команда может покинуть лодку, например, через торпедные аппараты, которые можно использовать как своеобразные шлюзовые камеры. О других путях покинуть лодку под водой расскажу позже.

И так, через переборку переходим во второй носовой аккумуляторный отсек. Нижние 2/3 отсека отданы под аккумуляторные ямы. Сейчас аккумуляторов на лодке нет, и вместо них в просторных помещениях расположилась экспозиция музея.

8


В верхней части отсека находятся различные бытовые и жилые помещения: 2-х и 4-х местные каюты, каюта командира, кают компания. Каюты очень маленькие, примерно как купе поезда.

9


В носу отсека расположена рубка гидроакустики.

10a 10


Следующий третий отсек – центральный пост управления глаза и мозг корабля.

Продолжение следует, если будет интерес или время …

flag 2