?

Log in

No account? Create an account

Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре - a_gorb — LiveJournal

Sep. 1st, 2013

10:16 pm - Подводная лодка проекта 641. Музей в Вытегре

Previous Entry Share Flag Next Entry

B-440 1

Продолжаю выкладывать мини отчеты о поездки в Карелию.

В предыдущих частях говорилось о парусной байдарке и грибочках. Тут расскажу о дизель-электрической подводной лодки Б-440 ВМФ СССР и России проекта 641, установленной в качестве корабля музея в Вытегре. Dibr выложил подробный фотоальбом. Дополню его кратким рассказом, используя его и свои фотографии.

Океанские подводные лодки (ПЛ) проекта 641 пожалуй одни из самых популярных и узнаваемых ПЛ отечественного флота. Если посмотреть на рисунки в различных детских и не очень книжках, то нередко в качестве ПЛ там показан корабль этого проекта. Не мало лодок такого типа сейчас установлено в качестве кораблей музеев по всему миру.

Мой рассказ будет состоять из двух частей. Сначала мне хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю развития этого класса кораблей, а потом, используя фотографии, рассказать о устройстве лодки Б-440.

Дизель-электрическая ПЛ чем-то напоминает современный автомобиль с гибридным двигателем. При работе дизелей часть их мощности может расходоваться на зарядку аккумуляторов. При движении под водой используются электромоторы, расходующие запасенную в аккумуляторах энергию. Такие лодки имеют те же недостатки, что и гибридные машины. При движении под дизелем аккумуляторная батарея является лишним и весьма немалым грузом, поэтому практически невозможно создать ПЛ, обладающую высокой скоростью. Как правило, надводная скорость ПЛ раза в два ниже скорости быстрых надводных кораблей сравнимых размеров, например, эсминцев. Емкость аккумуляторов не так уж велика, поэтому «пробег» на электричестве гораздо меньше, чем под дизелем. Типичные значения для больших океанских лодок времен Второй мировой такие:
скорость надводная: 19-22 узла (узел = морская миля (1853м) в час),
скорость подводная: 7-10 узлов,
дальность плавания подводная: около 10 миль при полной скорости и около 100 миль при скорости 2-3 узла (скорость пешехода).

Для сравнения, скорость эсминца, крейсера ~ 30-35 узлов, скорость линкора, авианосца ~ 25-30 узлов, скорость транспорта ~ 7-12 узлов. Разумеется, военные корабли редко ходят полными ходами, но даже так называемая экономичная скорость боевых соединений составляет ~15-18 узлов. Таким образом, ПЛ в подводном положении оказывается медленнее практически всех целей. Ей приходится действовать из засады, притаившись под водой и ожидая добычу или прокрадываясь на стоянку кораблей. Подводной скорости еле хватит только для того, что бы занять положение для атаки, а запаса хода для того, что бы смыться в случае обнаружения и атаки глубинными бомбами.

Тем не менее, для атаки транспортов ПЛ оказались необычно эффективными. Действуя совместно (немецкие «волчьи стаи») и поджидая на обычных путях конвоев, они добились впечатляющих успехов. Тактика была проста, днем лодка находилась в подводном положении, а ночью она всплывала. В темноте низкий корпус ПЛ малозаметен, а надводной скорости вполне хватало, что бы выйти в атаку на беззащитные транспорты. В случае опасности можно быстро погрузиться и отойти. Если все сложиться удачно, то тихоходные транспорты и атаковать можно из-под воды. Ночью же ПЛ шла под дизелями в надводном положении и/или заряжала аккумуляторы, пополняла запас сжатого воздуха. Разумеется, в надводном положении ПЛ находилась и днем, когда вероятность обнаружения ее противолодочными силами была минимальной. И наоборот, в тех местах где противолодочная оборона была сильно, ПЛ двигалась в подводном положении и днем и ночью.

Наличие даже небольшого количества противолодочных эскортных кораблей в составе конвоя значительно уменьшало потери от атак ПЛ. Еще большую опасность для лодок представляли самолеты. По существу ПЛ во время обоих Мировых войн были ныряющими, двигаясь в основном в надводном положении и уходя под воду при обнаружении опасности или для атаки. Поэтому, кстати, время погружения было критическим параметром, его старались сделать как можно меньше, даже для больших ПЛ не более минуты. Это была не простая инженерная задача, за это время надо было принять несколько сот тон воды.

Но главным врагом ПЛ стал радиолокатор, который с середины Второй мировой стал устанавливаться даже на небольшие корабли и самолеты. ПЛ стало рискованно находится в надводном положении как днем, так и ночью почти в любой точки океана. А успешно действовать, двигаясь только под водой, они не могли.

Командующий германским флотом Карл Дениц писал «для эффективной борьбы нужна была подводная лодка, не требовавшая всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, обладающая более высокой скоростью подводного хода и обеспечивающая возможность длительного нахождения личного состава лодки под водой». И немцы создали такую подводную лодку серии XXI. Она обладала следующими параметрами:
скорость надводная: 15,6 узла,
скорость подводная: 17,2 узла,
дальность плавания подводная: 490 миль при 3 узлах и 30 миль при 15 узлах.
Как видно, в этом проекте удалось увеличить как подводную скорость, так и подводную дальность плавания в разы. Надводная скорость несколько уменьшилась, но это не столь уже важно. Лодка с такими параметрами вполне могла действовать в основном находясь по водой. Начиная с этого проекта, ПЛ стали действительно подводными, а не ныряющими. К счастью это проект был разработан лишь к концу войны, но немцы резво взялись за дело. В 1944 году были спущены на воду и испытаны 6 лодок. В марте 1945 года вошла в строй первая из лодок, за ней должны были последовать ещё 330 субмарин, находившихся в разной степени готовности, многие проходили приемку или осваивались экипажами. (Не могу не отметить поразительность того факта, что немцы в 1944-45 годах активно, сотнями строили ПЛ. Не только танки, самолеты, пушки, а именно подводные лодки. За годы войны в Третьем рейхе было построено 1337 субмарин, в СССР – 52, в США – 422. Танков было выпущено Германией 47 тысяч, СССР – 105 тысяч, США – 148 тысяч [ВикипедиЯ]. Т.е. Германия построила ПЛ больше, чем все остальные участники войны вместе взятые. Создается впечатление, что именно ПЛ рассматривались немцами как основное оружие.)

Так за счет чего удалось немцам создать ПЛ с принципиально новыми характеристиками. Разумеется, они резко увеличили мощность электромоторов и емкость аккумуляторной батареи. Но только этого было мало. Сопротивление движению судна складывается из трех составляющих: 1) сопротивление трения, 2) сопротивление формы, возникающие из-за того, что при движении воду надо сначала раздвинуть, а потом сдвинуть, т.е. она обтекает корпус, а не движется прямолинейно, 3) волновое сопротивление, возникающее из-за того, что судно при движении создает волны, тратя на это часть своей энергии. Сопротивление движению ПЛ в подводном положении складывается только из первых двух составляющих. В надводном положении добавляется волновое сопротивление. Причем, для достаточно большой скорости волновое сопротивление является главным. Поэтому ПЛ под водой в принципе может ходить с большими скоростями, чем на поверхности. Проблема в том, что для минимизации волнового сопротивления и сопротивления формы нужны несколько разные формы корпуса. Вот пример ПЛ начала Второй мировой, корпус лодки напоминает корпус миноносца, не случайно и мощное пушечное вооружение:

Kreiserskaya
[ПЛ типа «Крейсерская»]

А вот так выглядит современная ПЛ, предназначенная для движения в основном под водой, надводная скорость значительно меньше подводной, корпус каплевидный для минимизации сопротивления при движении под водой:
Kilo_class
[Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»]


Немецкий XXI проект был частично оптимизирован для движения под водой, на чисто каплевидную форму тогда еще не решились. ПЛ проекта 641 имела схожие обводы:
Foxtrot
[Подводные лодки проекта 641]

Но еще два новшества сделали ПЛ подводной. Для зарядки аккумуляторов все равно надо включать дизель, а для этого нужен воздух. К 1944 году немцы довели до ума устройство для работы дизеля под водой (отечественная аббревиатура – РДП) или шнорхель. Это устройство представляет собой выдвижной воздухозаборник, торчащий над поверхностью воды, когда лодка идет на небольшой глубине. РДП снабжен специальными клапанами, которые закрываются при погружении воздухозаборника под воду. Через него можно не только обеспечивать приток воздуха к дизелям, но и вентилировать лодку, пополнять запас сжатого воздуха. Поэтому, при использовании РДП субмарина может совсем не появляться полностью на поверхности.

Но под водой ПЛ ничего не видит, но зато слышит. Гидроакустические станции (ГАС) также были известны, но немцы на XXI проекте их усовершенствовали, что позволило обнаруживать цели на расстоянии до 50 миль и атаковать их, используя исключительно гидроакустические данные.

Проект 641 был дальнейшим развитием проекта 611: за счет применения новой корпусной стали была значительно увеличена глубина погружения, увеличена скорость хода под РДП, улучшены условия обитания, установлены современные системы навигации, наблюдения и связи. В свою очередь, проект был 611 был разработан сразу после окончания Войны и с учетом ее опыта. В этом проекте также учли те новшества, которые немцы использовали в своем XXI проекте, несколько таких германских лодок входили в состав ВМФ СССР до 60-х годов.


В результате военно-морской флот получил очень удачную океанскую подводную лодку, было построено 75 лодок, в том числе 17 на экспорт в Польшу, Индию, Ливию и Кубу.

Тактико-технические характеристики
Длина: 91,3 м
Водоизмещение: 1952 куб.м
Глубина погружения рабочая: 250 м
Команда: 70 человек
Автономность: 90 суток
Время непрерывного пребывания под водой: 575 часов
Скорость надводная: 16,8 узлов
Скорость подводная: 16,0 узлов
Вооружение: 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппарата калибром 533 мм

Продолжение следует …

flag 1