?

Log in

No account? Create an account

Парус - a_gorb — LiveJournal

Aug. 13th, 2013

04:33 pm - Парус

Previous Entry Share Flag Next Entry

2

Я не знаю ничего более увлекательного, чем идти под парусом. Это наибольшее приближение к полету, по крайней мере наяву. Быстрые крылья ветра как будто уносят вас вперед, неведомо куда. Вы больше не похожи на слабое, неуклюжее создание, медленно извивающееся на земле, - вы слиты с природой. Ваше сердце бьется в лад с ее сердцем, ее прекрасные руки обнимают вас и прижимают к груди. Духом вы заодно с нею, члены ваши легки. Голоса атмосферы звучат для вас. Земля кажется маленькой и далекой. Облака над головой - ваши братья, и вы протягиваете к ним руки
Джером К.Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки

4

Как уже сообщалось на просторах ЖЖ, мы съездили на недельку отдохнуть в Карелию. Но речь не об этом. Удалось вдоволь походить под парусом на своей байдарке. Проект старый и в общем ничего особенного не представляет, но все же:).


1

Байдарка – старый Салют-4,7 двухместный. Он широкий и комфортный, устойчив сам по себе и легко всходит на волну. Байдарка была подвергнута модернизации. Была изготовлена новая шкура из ПВХ (теза) (делал на заказ в специализированной конторе). Деревянный кильсон был заменен на аналогичный алюминиевый (делал сам из труб и алюминиевых планок, сборка на заклепках и оцинкованных болтах). Самые большие изменения были связаны с удлинением кокпита. В Салюте изначально кокпит довольно короткий, а посему гребцы, если гребут не синхронно, то стукаются веслами. Байдарка была развернута задом наперед, т.е. там где был нос стала карма. Нос у Салюта изначально шире, поэтому теперь он стал кормой, и это место стало возможно использовать для удлинения кокпита. Второй с кормы (бывший нос) шпангоут был сверху разрезан и усилен U-образной алюминиевой трубкой. Центральный шпангоут, наоборот, был для прочности сделан замкнутым. Были изготовлены новые спинки для гребцов. В результате задний гребец отодвинулся от переднего сантиметров на 70, что повысило комфортность байдарки. Кроме того, в центре кокпита высвободилось много места для поклажи.

3

Теперь собственно о парусном вооружении. Мачта выбрана свободностоящей, т.е. она свободно вставляется в стакан, закрепленный на втором с носу шпангоуте, и не растянута никакими вантами и штагами. Это сделано для а) простоты установки и съема парусного вооружения, б) для безопасности, в случае сильного порыва ветра может не оказаться времени для спуска паруса, а так его можно просто поставить во флюгерное положение. Стакан мачты закреплен на усиленном шпангоуте. Парус треугольный, гик идет не по нижней шкаторине паруса, а выше. Это сделано для того, что бы при резкой переброске паруса с борта на борт носовой член экипажа не получил гиком по башке. Гик сделан изогнутым, что бы парус на него не ложился и сохранял правильную аэродинамическую форму. Парус пошит из каландрированного капрона с пузом около 10-15%. На мачту он одевается с помощью широкого кармана, что значительно снижает возмущения воздушного потока от мачты. Для стабильности формы верхняя и нижняя шкаторины паруса усилены стальным шнуром. Парус поднимается с помощью фала, один конец которого закреплен на топе мачты, а второй пропущен через блок на верхнем углу паруса и скобу на топе, затем фал идет вниз и крепиться за утку. Пару управляется одним шкотом, который рулевой просто держит в руке. Отсутствие крепления шкота также повышает безопасность и позволяет рулевому более точно чувствовать ветер.

5

Для повышения устойчивости байдарка снабжена надувными боковыми поплавками. Поплавки укреплены на поперечных балках, сделанных так же из алюминиевой трубы. Носовая балка крепиться ко второму носовому шпангоуту и комингсу кокпита, кормовая балка выполнена изогнутой, что бы не перегораживать кокпит, она крепиться к комингсу кокпита. Поплавки вынесены вперед и не мешают кормовому члену экипажа грести веслом.

7

Что бы парусное судно могло идти круто к ветру, ему необходимо обеспечить большое боковое сопротивление, что бы препятствовать боковому сносу. Для этого на больших яхтах служит киль. В данном случае применен боковой подъемный шверт. Шверт имеет гидродинамический профиль и крепиться к носовой поперечной балке с правого борта. Шверт зажимается болтом и его положение может регулироваться для изменения точки бокового сопротивления. При попадании на мель шверт просто откидывается назад.

Для управления использован стандартный салютовский руль, только румпель удлинен для более точного управления. Рулевой управляет положением руля с помощью тяги из алюминиевой трубки (использована старая лыжная палка, рукоятка сохранена).

Байдарка довольно быстро идет под парусом, во всяком случае, не хуже чем под веслами. Может идти круто к ветру до 45 градусов. По крайней мере, при всех выходах можно было и уплыть, и вернуться на базу используя только парус.

6

Comments:

[User Picture]
From:antonrai
Date:August 13th, 2013 01:49 pm (UTC)
(Link)
Поздравляю с удачной поездкой! В технических же деталях ничего не понимаю, потому не могу их никак прокомментировать... Мне вот интересны всякие подробности насчет катаний по озеру, ловли рыбы, грибов и прочего: судя и по посту и по ссылке - все это было:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:August 13th, 2013 01:54 pm (UTC)
(Link)
”Поздравляю с удачной поездкой!”
Спасибо!

”Мне вот интересны всякие подробности насчет катаний по озеру, ловли рыбы, грибов и прочего: судя и по посту и по ссылке - все это было:)”
Постепенно все будет:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From:(Anonymous)
Date:September 15th, 2013 12:07 pm (UTC)

Классная переделка байдарки.

(Link)
Поздравляю с прекрасной поездкой. Тоже давно хочу переделать свой салют 2,
и к большой радости наткнулся на вашу статью!
У меня возникло несколько вопросов:
Во первых - шкуру вы заказывали с набойкой под рулевое управление не на комель а на нос? И где, если не секрет?
Очень интересует длинна мачты и более подробное описание самого паруса и крепления к гику.
И еще вопрос - подъемный шверт должен быть один и как его ипользовать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:September 15th, 2013 04:53 pm (UTC)

Re: Классная переделка байдарки.

(Link)
”Во первых - шкуру вы заказывали с набойкой под рулевое управление не на комель а на нос?”
Шкуру можно заказать как со вставками в носу и корме, так и без них. Но если без них, то непонятно как вешать руль. Вставки надо снимать самому и отдавать только внутренние части. Потом я прикрепил внешнюю часть с кормы к носу винтами М6. Внешнюю часть с носа просто выкинул, поставил винты М6 с большими шайбами.
”И где, если не секрет?”
http://www.splav350.ru/
”Очень интересует длинна мачты”
Мачта – 4м, можно 3.5-4.5м. Гик – 2-2.2 м. Площадь паруса – 3.5-4.5 кв.м.
”более подробное описание самого паруса и крепления к гику.”
Крепление к гику – треугольная пластина из текстолита (можно из алюминия) размером несколько сантиметров. К гику просто привязана.
Парус делается так. На мачте с гиком крепиться пластина. К ней крепятся два стальных тросика (сталь не растягивается!). Тросики крепятся к верху и низы мачты в штатные места. Для этого на концах тросиков закреплены кольца. Получаем жксткий каркас: мачта и тросики растянутые гиком.
Далее шьем заготовку паруса, т.е. сшиваем несколько полотнищ ткани с запасом. Кладем мачту с гиком и тросиками горизонтально и запасемся большим количеством английских булавок. Далее подстегиваем парус к мачте и тросикам с помощью булавок. Карман для мачты шириной около 50 см. Для тросиков 2-3 см (что бы можно было потом продеть тросики вместе с кольцами на концах. При этом формируем форму паруса: прогиб порядка 10-15% от ширины, максимальный прогиб примерно в 1/3 от мачты. Если надо, то на парусе делаем закладки. Процедура долгая и требует терпения, надо сформировать гладкую крылоподобную форму без складок.
Далее снимаем все это сшиваем. Внимание, все швы делаем зигзагом, т.к. такой шов не стягивает ткань и дает ей потом свободно растягиваться.
”И еще вопрос - подъемный шверт должен быть один и как его ипользовать?”
Достаточно одного шверта, два – уже излишество. Шверт нужен вот зачем, если без него, то лодка сможет плыть только, когда ветер с кормы. При встречном и боковом ветре будет сильный снос (дрейф). Задача шверта препятствовать сносу.
(Reply) (Parent) (Thread)