?

Log in

No account? Create an account

Развитие речи - a_gorb — LiveJournal

May. 23rd, 2011

09:09 pm - Развитие речи

Previous Entry Share Flag Next Entry

По мотивам обсуждения происхождения языка и 2-ой сигнальной системы.

И так, что есть «Вторая сигнальная система». Обратимся к первоисточникам, т.е. к Павлову. Во-первых, что такое сигнальная.
«Основная физиологическая функция больших полушарий во все время дальнейшего индивидуального существования и состоит в постоянном присоединении бесчисленных сигнальных [подчеркнуто мной – a_gorb] условных раздражителей к ограниченному числу первоначальных, прирожденных безусловных раздражителей, иначе говоря – в постоянном дополнении безусловных рефлексов условными.»
[Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 1951. Т. 3, кн. 2. С.221]
(Полное собрание сочинений И.П.Павлова доступно по адресу: http://bibnav.feb-web.ru/ru/)
«А так как внешняя среда пря своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебания, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно и необходимо дополнение их условными рефлексами, временными связями. Например, животному мало забрать в рот только находящуюся перед ним пищу, тогда бы оно часто голодало и умирало от голодной смерти, а надо ее найти по разным случайным и временным признакам, а это и есть условные (сигнальные [подчеркнуто мной – a_gorb]) раздражители…» [Павлов. Указ.соч. С.324]
Т.е. сигнальный раздражитель есть просто раздражитель, вызывающий условный рефлекс. А значит сигнальная система – система условных рефлексов.

Пойдем дальше. Что значит «вторая». (Следует отметить, что у Павлова я нашел не слишком много по этому вопросу, который у него скорее намечен, чем сколько-нибудь подробно рассмотрен. Хотя я могу и ошибаться. Поэтому был бы благодарен за конкретные ссылки на работы Павлова.)
«В развивающемся живом мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что в мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это – первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую [подчеркнуто мной – a_gorb]), специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится. Однако, не подлежит сомнению, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны также управлять и второй, потому что эта работа все той же нервной ткани.» [Павлов. Указ.соч. С.335]
Т.е. вторая сигнальная система – система условных рефлексов на специальный раздражитель слово.

Что значит быть «сигналом первых сигналов»? Для понимания этого положения логично обратиться к истории языка. Об этом известно немного. Но интересно посмотреть, как говорят примитивные народы, т.е. каков еще не развитой язык.
«…язык примитивного человека поражает нас именно огромным богатством словаря. Вся трудность понимания и изучения этих языков заключается в том, что они неизмеримо превосходят языки культурных народов по степени богатства, обилия и роскоши различных обозначений, отсутствующих в нашем языке вовсе.

… этот язык создает знак почти для каждого конкретного предмета и позволяет примитивному человеку с необычайной точностью иметь в своем распоряжении как бы двойники всех предметов, с которыми он имеет дело.

Поэтому слова примитивного человека еще не отдифференцировались от вещей, они еще тесно связаны с непосредственным чувственным впечатлением.

Многие авторы согласно называют этот язык пикторальным или живописным и отмечают в нем тенденцию «говорить глазом», рисовать и изображать то, что хочешь выразить.

… язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой - язык жестов. Язык примитивного человека выражает образы предметов и передает их точно так, как они представляются глазам и ушам. Точное воспроизведение - идеал подобного языка.

Этот второй язык, язык знаков или жестов, чрезвычайно распространен у примитивных народов, но он употребляется в различных случаях и в различных комбинациях с языком словесным. … может быть поддержан целый разговор без произнесения единого слова.»
[Лев Выготский, Александр Лурия. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок]
Таким образом, видно, что слово и есть сигнал сигналов, «язык … выражает образы предметов и передает их точно так, как они представляются глазам и ушам».

Такого типа язык не исчез совсем:
«Аналогия с нашим техническим языком, в котором наблюдается часто та же тенденция вводить множество конкретных наименований вместо немногих абстрактных … убедительно показывает, что не одни и во всяком случае не первичные особенности примитивного мышления, но и потребность «непосредственного контакта с вещами», требования технической деятельности повинны во многих особенностях примитивного языка и мышления.»
[Выготский, Лурия. Указ.соч.]

Что для меня, в частности, тут осталось непонятно. Почему «именно слово сделало нас людьми»? А не наоборот, появление человека способствовало появлению слова. (Я, конечно, понимаю, что «В начале было слово и слово было …», но не думаю, что Павлов этим тезисом руководствовался.)

Продолжение следует. И так уже много получилось …

Comments:

[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 23rd, 2011 06:32 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Алексей! Именины сердца!
Ну, разве не всё сказано:
"Многочисленные раздражения словом, с одной стороны, удалили нас от действительности, и поэтому мы постоянно должны помнить это, чтобы не исказить наши отношения к действительности. С другой стороны, именно слово сделало нас людьми, о чем, конечно, здесь подробнее говорить не приходится".

А, ведь, сколько раз я талдычила о том, что именно слово... Только слово позволило людям обрести сознание, мышление и рассудок.
Почему не появление человека? Кого вы называете "первым" человеком?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:May 24th, 2011 03:21 pm (UTC)
(Link)
”Только слово позволило людям обрести сознание, мышление и рассудок.”
Т.е. получается, что слово первично? Но тогда у кого было это слово?:)
”Кого вы называете "первым" человеком?”
Перефразирую вопрос: А что считать первым словом?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 24th, 2011 04:56 pm (UTC)
(Link)
Первично по отношению к чему? Сознанию и т.п.?
Алексей, я же не жулик: нет свидетельств "первенства"!
Можно только мыслить логически.
*Первично* не слово - первична потребность в слове, оно обладает организующим действием.

И я уже говорила вам: лучшим логическим ходом я считаю сказку Р. Киплинга "Как была придумана азбука". А возникновение потребности - в его же сказке "Как было написано первое письмо".

И я даже фантазировать не возьмусь на тему, что считать первым словом: лично я нигде не читала точного указания на то, где и когда возникло речевое общение. Думаю, ответ на этот вопрос возьмётся дать только человек, очень далёкий от науки. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:May 24th, 2011 05:30 pm (UTC)
(Link)
”*Первично* не слово - первична потребность в слове, оно обладает организующим действием.”
Вот это мне больше нравиться.

”И я уже говорила вам: лучшим логическим ходом я считаю сказку Р. Киплинга "Как была придумана азбука". А возникновение потребности - в его же сказке "Как было написано первое письмо".”
Ок. спасибо за напоминание:)

”лично я нигде не читала точного указания на то, где и когда возникло речевое общение.”
Вот в том-то и проблема, что это не удается наблюдать непосредственно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 24th, 2011 06:16 pm (UTC)
(Link)
*Вот это мне больше нравиться*.
Я всё время говорила вам именно это. :)

*это не удается наблюдать непосредственно*.
На детях - ещё как удаётся! :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:May 24th, 2011 06:32 pm (UTC)
(Link)
”Я всё время говорила вам именно это. :)”
Осталось выяснить – откуда возникает эта потребность, поскольку не у всех же живых существ она появилась.

”На детях - ещё как удаётся! :)”
А вот тут и возникает массу вопросов. Поскольку крайне сложно отделить процесс возникновения речи от других процессов, происходящих по мере развития ребенка. И тем более трудно указать, как эти процессы влияют друг на друга:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 24th, 2011 06:43 pm (UTC)
(Link)
*Откуда*? Из жизни в человеческом обществе - детям-волкам это без надобности.

*...масса вопросов*.
:))
Трудно! Но возможно. Опять повторю: почитайте, пож., Б. Уайта, "Первые три года жизни". Ну, и, конечно - к Ладыгиной-Котс. 100% гарантии выяснить то, что вас интересует, нет, а эдак 95, пожалуй, и будет. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:antonrai
Date:May 24th, 2011 08:09 am (UTC)
(Link)
Очень полезный пост. Действительно - это чрезвычайно интересный момент, что у "примитивных" народов на все есть свое обозначение, что слова как бы скреплены с вещами. Тут у них еще есть чему поучиться:) "Почему «именно слово сделало нас людьми»? А не наоборот, появление человека способствовало появлению слова". Человек обозначил сам себя, и именно обозначение "себя" по-моему есть первичное отличие человека от животного. Животное видит, но только человек может сказать: "Я вижу".
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:May 24th, 2011 03:27 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.

”обозначение "себя" по-моему есть первичное отличие человека от животного. Животное видит, но только человек может сказать: "Я вижу".”
Вполне возможно. Это кратко можно обозначить термином «самосознание». Однако мне не удалось найти более-менее приличное определение этого термина.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 24th, 2011 04:45 pm (UTC)
(Link)
Антон, в ходе развития младенца осознаеие своего "я" происходит примеерно в 2,5 - 3 гда - когда есть уже значительный опыт общения с окружающей средой и определённый словесный запас.

Отличие человека от других жтивотных - в испольовании слов в качестве сигналов всех остальных воздействий и сложных операций на их основе, которые, пожалуй, можно обозначить как мыслтельная деятельность.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:antonrai
Date:May 24th, 2011 05:14 pm (UTC)
(Link)
Хорошо, я не специалист, как это все у детей, но, как я полагаю, до 2-3 лет внятного содержательного пользования словами, выстроения сложных мыслей у детей еще нет или есть? Я думаю, оно появляется, только когда ребенок начинает ясно отдавать СЕБЕ отчет, о чем именно он говорит. Определение человека через мыслительную деятельность напрямую указывает на людей как на мыслителей, что довольно странно, как минимум:) А вот, что каждый - это Я, вселенная, величина так сказать, мирового значения, это как раз очень наглядно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:May 24th, 2011 06:12 pm (UTC)
(Link)
Совсем не *как мыслителя*! :)
Все "мыслительные процессы" - инструмент приспособления к среде через её осознание, что возможно только с помощью слов.

*каждый - это Я, вселенная, величина так сказать, мирового значения, это как раз очень наглядно*.
У меня есть запись *’Я’. Начало философии* (8 янв. 2010), там, пожалуй, немного об этом есть.
(Reply) (Parent) (Thread)