?

Log in

No account? Create an account

Об отличии человека от обезьяны - a_gorb — LiveJournal

Nov. 22nd, 2010

08:51 am - Об отличии человека от обезьяны

Previous Entry Share Flag Next Entry

О книге Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях я узнал от v_i_n, за что ей большое спасибо. Этот пост частично вызван данным обсуждением.

Указанная книга представляет собой результат огромной, скрупулезной работы по сравнительному исследованию развития детей шимпанзе и человека. В работе представлен богатейший фактический материал с таблицами, иллюстрациями, описаниями, выводами и т.д. Меня в этой книге заинтересовали прежде всего вопросы, относящиеся к взаимоотношению мышления и языка.


(Цитаты из книги выделены синим.)

Во первых, автор указывает на схожесть человека и шимпанзе.
«В результате сравнительного сопоставления дитяти шимпанзе и сверстника его – человека обнаруживается громадное сходство наблюдавшихся нами малышей во многих существенных моментах их поведения.
Для нас это не является неожиданным; самое поверхностное и кратковременное наблюдение шимпанзе и человека обычно легко и быстро усматривает это «человекоподобие» человекообразной обезьяны и спешит сделать вывод, что «человек произошел от обезьяны», так как обезьяна — «почти человек»»

Что лично у меня никогда сомнения не вызывало. Но для времени написания книги скорее всего было актуально.

Гораздо интереснее рассмотреть выявленные черты различия. (Еще раз подчеркну, что в книге собран огромнейший фактический материал, поэтому цитирую только то, что привлекло мое внимание и в том порядке, который мне больше нравиться. Разница в том, кто как стоит, ходит, бегает, весит и лазит по лесенке для меня менее интересна. Эту разница можно изучать, как любую разницу между различными видами животных. Меня больше интересовали те отличия, в которых проявляются специфические человеческие черты, выделяющие его среди остальных животных.)

Роль руки.
«Освобождение руки от функции передвижения по земле приводит к тому, что человеческое дитя при ходьбе и бегании обычно берет в руку какой-либо предмет, несет его, везет его, намахивается им; дитя шимпанзе, желая захватить что-либо с собой, не склонен нагружать руки, а вынужден схватить предмет ртом, ногой и волочить его по земле.»

Бытовые, обиходные действия.
«В то время как человеческое дитя совершает все процедуры, относящиеся к жизненному обиходу (например к еде, питью, одеванию, умыванию, причесыванию) крайне поспешно и небрежно и всегда как бы стремится отделаться от них поскорее как от нудных и скучных занятий, — дитя шимпанзе ест, пьет, занимается самообследованием и самоочищением с величайшим вниманием, тщательностью и настороженностью.»
«В то время как человеческое дитя в процедурах еды, питья, одевания тяготится подсобничеством взрослого и стремится к самостоятельному овладению различными предметами обихода — чашкой, ложкой, мылом, полотенцем, одеждой, — дитя шимпанзе совершенно не тяготится этим помоганием и несклонно по своей инициативе усовершенствоваться в этого рода навыках. Иони неуклюже и неохотно пьет из чашки, с блюдца, нередко держит посуду не только рукой, но и ногой. Руди пользуется посудой и выполняет все обиходные навыки, связанные с самообслуживанием, более совершенно, чем Иони.»

Способность к подражанию.
«Руди гораздо более, чем Иони, был склонен к подражанию человеку, и его подражательные действия были более многообразны и эффективны. В то время как Иони мог имитировать лишь единичные действия, Руди мог воспроизводить целую серию таких действий. Он подражал профессиям взрослых и более или менее точно репродуцировал их образ действия; он желал подражать взрослым своим костюмом; он имитировал мимику и жесты, разговор и интонацию; он мог звуко-подражать не только человеческому голосу, но и сопению, храпу, пению, хохоту; он пытался воспроизводить крики некоторых зверей и птиц (например каркание ворона, визг и писк морских свинок) и звуки, издаваемые неодушевленными предметами (например тикание часов, трещание руло занавеси, скрип двери, звук пропеллера и т. д.). В сущности все усвоение ребенком речи базируется сначала на процессе бессознательного, позднее — сознательного подражания.»

Употребление орудий.
«А если мы вспомним подражательные действия ребенка человека, связанные с употреблением орудий, с конструктивными играми, то и здесь человеческое дитя необычайно опережает шимпанзе. Возьмем хотя бы действия с молотком и карандашом.»
«В то время как Иони ограничивается лишь собиранием прутиков и палочек и в лучшем случае употребляет палку как подсобное орудие для доставания предметов, недосягаемых с помощью руки (например беря прутик и выпугивая из щелей тараканов, доставая длинной палкой удаленную люстру), Руди оформляет палку, делает из палочек кнутик, аэроплан, колодец, лодку и самые разнообразные сооружения.»
«У Руди на 3-м году его жизни мы наблюдаем бурное возрастание конструктивной деятельности, выражающейся в самостоятельной репродукции предметов обихода, способов передвижения, аппаратов, машин, домов, учреждений, более или менее совершенно имитирующих реальные предметы.»

Речь. (Здесь автор изменяет сухому, академичному стилю. Помимо яркости и образности выражений появляются упоминания о душе. Видимо, ну никак нельзя понять человека, без отсылки к душе. Из-за плеча ученого тут выглядывает кто-то другой:))
«И разве мы имеем право умолчать о детских словах, о детской речи, вскрывающей сокровища, накопляемые в тайниках души ребенка, составляющих его ценнейший клад? Этот клад мы должны откопать, выявить и взять на учет, и только тогда мы выявим ребенка как целостного и полноценного индивидуума.»
«Эти детские слова подобны лучам, исходящим от настоящего брильянта, который, собирая в своем фокусе отовсюду окружающий его рассеянный свет, преломляя его через свои тончайшие грани, направляет в наш глаз каскады ослепительных огней, сила и причудливость игры которых помогают нам судить о качестве природного камня и о тонкости его шлифовки.
И детская яркая, образная, красочная речь, именно она нам вскрывает, как многоцветна, многогранна, переменно игрива, невыразимо прекрасна и по существу своему прогрессивна эта человеческая душа. Она пленяет, восхищает и радует наш ум и сердце.»


Самонадеянно позволю себе некоторые комментарии и выводы.
Первое, что надо отметить: человек «конструктивно» приспособлен к некоторым действиям, которые не способны выполнять животные. Это функции и особенности руки, желание подражать, устройство речевого аппарата.
Второе. Человек способен использовать вещи по их назначению. Под вещами здесь будем понимать все, что сделано человеком для использования человеком. Но вещь, тем и отличается от природного предмета (той же палки), что в нее заложен определенный способ обращения с ней, т.е. по существу мысли других людей. Причем вещи могут противостоять человеку как нечто ему природно чуждое. Тем не менее, человек под действием воспитателя способен освоиться в мире вещей. И тут ему, безусловно, помогает способность к подражанию. Таким образом, через обращение с вещами и подражание происходит взаимодействие с мыслями других людей. Взаимодействие не явное, на которое порой не обращают внимание, потому, как ни странно, что оно обычное и привычное.
Третье, уже напрямую не связанное с приведенными цитатами. Что такое слово. Это тоже вещь, т.е. некий предмет (определенное колебание воздуха), которое сделано человеком для человека. Молоток тоже не есть просто кусок металла с деревянной ручкой, а есть специально, для определенных целей организованный человеком кусок металла и дерева. Также и слово, это определенным образом организованное колебание воздуха. Пользованию молотком надо учиться, но и пользованию словом тоже. Что бы придумать и изготовить молоток необходима сила мысли, но и для того, что бы передать словами информацию необходимо подумать. В процессе изготовления и использования молотка у человека возникают определенные образы будущих действий. Но и в процессе пользования речью тоже возникает образ будущей речи, известный как речь внутренняя. Наличие образа, скорее всего, является основой осмысленных действий. К сожалению, развитию способности к воображению, фантазии часто уделяют крайне мало внимания.
Таким образом, получается что речь есть одна из разновидностей более общей способности человека, а именно способности делать и использовать вещи. Поэтому, я как раз не восхищаюсь исключительно способностью к речи, а поражаюсь способности «действовать молотком и карандашом», «чашкой, ложкой, мылом, полотенцем, одеждой». По тому, что и как человек делает, постигнуть его «как целостного и полноценного индивидуума» бывает правильнее и точнее, чем по тому, что он говорит.
К сожалению, об этом часто забывают, сводя воспитание и обучение (до аспирантуры включительно) к чисто словесной форме, даже в тех областях, где важнее дело, а не слово.

Comments:

[User Picture]
From:v_i_n
Date:November 22nd, 2010 10:59 am (UTC)
(Link)
Во вредина!
Надежда Николаевна - зоопсихолог, с терминологией у них сложно, время работы у неё ограничено - отсюда и "душа". Предложите, пож., эквивалентную замену.

*По тому, что и как человек делает, постигнуть его «как целостного и полноценного индивидуума» бывает правильнее и точнее, чем по тому, что он говорит*.
Бывает и иначе: "Дела лгут громче слов", как заметил Талейран.

*К сожалению, об этом часто забывают, сводя воспитание и обучение (до аспирантуры включительно) к чисто словесной форме, даже в тех областях, где важнее дело, а не слово*.
Так поступают бездарности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:November 23rd, 2010 02:22 pm (UTC)
(Link)
”Во вредина!” Спасибо!:)

”Бывает и иначе:…” Конечно, бывает.

”Так поступают бездарности.”
Не всегда, к сожалению. Система этому весьма способствует. И давно уже. Напомню слова Павлова:
«Вы видите, до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Что мы действительно живем словами, это доказывают такие факты. Физиология - как наука - опирается на другие научные дисциплины. Физиологу на каждом шагу приходится обращаться к элементам физики, химии. И, представьте себе, мой долгий преподавательский опыт показал мне, что молодые люди, приступающие к изучению физиологии, т.е. прошедшие среднюю школу, реального представления о самих элементах физики, химии не имеют.»
[Вторая лекция И.П. Павлова из цикла “Об уме вообще, о русском уме в частности”]

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:November 23rd, 2010 02:27 pm (UTC)
(Link)
Все так. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:November 23rd, 2010 02:32 pm (UTC)
(Link)
Ok.
(Reply) (Parent) (Thread)