?

Log in

No account? Create an account

Павлов, дополнение - a_gorb — LiveJournal

Sep. 27th, 2010

06:57 pm - Павлов, дополнение

Previous Entry Share Flag Next Entry

Спасибо v_i_n эту цитату И.П. Павлова

«Должен высказать свой печальный взгляд на русского человека - он имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами.»
[upd] Эти слова перекликаются с другими словами Павлова, но первоисточник я НЕ нашел!

[upd2]
Кажется «концы» находятся:
«Так, 20 апреля 1924 г. он [Павлов] читал лекцию в здании бывшей Городской думы на тему: “Несколько применений новой физиологии мозга к жизни”. В лекции прямо говорилось о несовместимости инстинкта свободы, с которым рождается каждый человек, и окружающей его действительности в условиях диктатуры пролетариата.

Процитировав Ленина, утверждавшего, что “диктатура пролетариата обеспечит себе победу путем террора и насилия”, Павлов заявил, что насилие — это палка о двух концах. Подавляя врожденный инстинкт свободы, “террор, да еще в сопровождении голода <...> прививает населению условный рефлекс рабской покорности”. В результате такой “бесспорно скверной воспитательной практики” нация будет забита, рабски принижена. Ее будут составлять не свободные люди, а жалкие рабы. Но нужно знать, говорил Иван Петрович, и о другом конце этой палки: “Инстинкт свободы живуч <...> до конца его не вытравить никакими террорами”. Он будет жить даже в рабских душах и возродится в самый неподходящий для насильников исторический момент.

Вместе с тем преследование частной собственности, попрание традиций, верований и других святынь гражданина прежде великой России вызывает в головах многих людей “сшибки” процессов возбуждения и торможения, чем “приводится в полное расстройство вся нервная система населения, это почва для сплошных неврозов”. В таком состоянии, продолжал свою мысль Павлов, в деятельности мозга возникает парадоксальная фаза, для которой характерно прекращение ответов на сильные стимулы (действительность) при сохранении и даже усилении реакций на слабые раздражители (слова). Поэтому к седьмому году революции у многих людей утратилась восприимчивость к действительности и обострилась восприимчивость к словам: “Их условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами. Слова для них значат больше, чем факты.” В подтверждение своих выводов Иван Петрович приводил пример поведения тяжелого невропата — пациента клиники нервных болезней. На включение красной лампочки он совсем не реагировал, а слово “красный” вызывало у него бурную реакцию.

Текст павловской лекции 1924 г. не сохранился. Я воспроизвел его по цитатам из упомянутой критической статьи Н.А.Гредескула, опубликованной в журнале “Звезда”.»
[В.О.Самойлов О патриотизме и диссидентстве Павлова, Природа, № 8, 1999 г.]

Но тут акценты немного другие, речь идет не просто о «мозговой системе» русского человека, а о его состоянии на седьмом году революции!

[Дополнение к Язык и мышление и Павлов о мышлении]

И еще цитата:
«Слово - тоже сигнал, оно может быть подходящим и неподходящим, точным и неточным. Я могу представить вам очень яркий пример. Ученые-натуралисты, которые много работали сами, которые на многих пунктах обращались к действительности непосредственно, такие ученые крайне затрудняются читать лекции о том, чего они сами не проделали. Значит, какая огромная разница между тем, что вы проделали сами, и между тем, что знаете по письму, по передаче других. Настолько резкая разница, что неловко читать о том, чего сам не видел, не делал. …
… … …
Вы видите, до чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует. Что мы действительно живем словами, это доказывают такие факты. Физиология - как наука - опирается на другие научные дисциплины. Физиологу на каждом шагу приходится обращаться к элементам физики, химии. И, представьте себе, мой долгий преподавательский опыт показал мне, что молодые люди, приступающие к изучению физиологии, т.е. прошедшие среднюю школу, реального представления о самих элементах физики, химии не имеют.»
[Вторая лекция И.П. Павлова из цикла “Об уме вообще, о русском уме в частности”]

И опять Павлов перекликается с Ильенковым:
«В педагогике существует больная и, если вдуматься, странная проблема, формулируемая обыкновенно как проблема «применения знаний в жизни, в практике». Факт есть факт – то и дело оказывается, что выпускник школы (как средней, так и высшей) становится в тупик перед задачей, возникшей перед ним вне стен школы, не умея знание «применить».
… … …
Эта ситуация становится возможной лишь в одном-единственном случае – если вместо знания предмета присвоено знание чего-то иного. И этим «иным» может быть лишь система фраз о предмете, усвоенная безотносительно к последнему или в мнимой, непрочной и легко рвущейся связи с ним. Система слов, терминов, символов, знаков и их устойчивых, отложившихся и узаконенных в обиходе, сочетаний – «высказываний» и «систем высказываний». Язык. В частности, «язык науки», его словарный запас и синтаксическая организация, «структура». Иначе – предмет, как и каким он представлен в наличном языке, – уже вербализованный предмет.»
[Э.В. Ильенков Деятельность и знание]


Comments:

[User Picture]
From:v_i_n
Date:September 27th, 2010 04:56 pm (UTC)
(Link)
Не Павлов перекликается с Ильенковым, а Ильенков - с Павловым! :)
Помните, я вам это показывала? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:September 27th, 2010 05:36 pm (UTC)
(Link)
”Не Павлов перекликается с Ильенковым, а Ильенков - с Павловым! :)”
А кто первый «крикнул», тот и перекликается:)
Ну, скорее всего, Ильенков читал Павлова и точно жил позже.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:September 27th, 2010 05:44 pm (UTC)
(Link)
Ну, конечно: и жил позже (ему сейчас было бы под 80, м.б., чуть большше) и читать был бы обязан. :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:denis_polozhaev
Date:August 27th, 2013 02:46 pm (UTC)
(Link)
>Не Павлов перекликается с Ильенковым, а Ильенков - с Павловым!

Вот вам, не отходя от кассы, и живая иллюстрация высказанного Павловым «печального взгляда на русского человека», который «имеет такую слабую мозговую систему, что не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действиями, а со словами».
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:v_i_n
Date:August 27th, 2013 03:19 pm (UTC)
(Link)
Я, к сожалению, Вас не поняла - в чём Вы видите "иллюстрацию"?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:a_gorb
Date:August 27th, 2013 05:17 pm (UTC)
(Link)
Я тоже не понял смысл вашего коммента
(Reply) (Parent) (Thread)